Участники конференции, посвященной уязвимости глобальной системы спутниковой навигации (в частности GPS, ГЛОНАСС и Galileo), обсудили проблемы интерференции и помех
Глобальная система спутниковой навигации (ГССН) подвергается негативному воздействию из-за космической погоды, ненамеренной интерференции, помех и многолучевого рассеяния. Участники второй конференции, посвященной уязвимостям ГССН, состоявшейся 2-5 сентября, обсуждали пути решения этих проблем.
Конференция проводилась в Baska, Krk Island недалеко от Адриатического побережья Хорватии, совместно с Royal Institute of Navigation (Королевский институт навигации), London, и Nottingham University’s Institute of Engineering Surveying and Space Geodesy (Институт инженерных исследований и космической геодезии Nottingham). Мероприятие собрало 64 участников из 21 страны. Большинство представляли Европу, также отмечено значительное присутствие представителей бывшего восточного блока.
Почти половина докладов была посвящена погоде в космосе и рассеиванию в ионосфере и тропосфере, в них исследовались долгосрочное и краткосрочное влияние солнечной активности, флуктуации, затухание сигнала, виды тропосферного запаздывания, метеорологические воздействия и даже гравитационные волны. Bruno Zolesi, представляющий Italian National Institute for Geophysics and Vulcanology (Национальный институт географии и вулканологии Италии) подвел итоги двух десятилетий исследований в более чем 35 странах, проводимых в рамках программы European COST (Сотрудничество в сфере научных и технических исследований). Jan Lastovicka из Республики Чехия провел обзор научных достижений в сфере воздействия на ионосферу планетарных волн, приливов, гравитационных волн и даже фронтов холодного воздуха. Основная мысль доклада физика: понимание данных явлений, возможно, может способствовать уменьшению их вредоносного воздействия.
Уязвимость ГССН может угрожать безопасности выполнения критически важных задач, таких, как навигация в воздухе и в открытом океане, функционирование автоматических систем распознавания, перевозка ядерных отходов и других опасных материалов по суше. Противостоять этой проблеме можно путем развития системы EGNOS, аналога системы WAAS в Европе, предназначенной для дополнения и усиления сигналов GPS, а также системы GBAS (система усиления сигнала наземными станциями).
Неожиданно горячей темой стало обсуждения намерения Европейского правительства установить на дорогах системы автоматического взимания штрафов, основанные в основном на технологии ГССН. Штрафы на дорогах – это совершенно новый вид деятельности и совершенно новая аудитория пользователей, враждебно настроенных к системе, которые ищут любую возможность воспользоваться существующими уязвимостями. Для того чтобы такая система могла эффективно использоваться и с юридической точки зрения, необходим высокий уровень интеграции всех подсистем (до уровня, который используется сейчас в авиа навигации). Peter Vermaat представляющий компанию TRL Limited, Великобритания, осветил возможность использования технологий, не основанных на ГССН, например, систем распознавания автомобильных номеров, как части общей системы, гарантирующей целостность системы взимания штрафов.
David Last посвятил свой доклад появлению низкобюджетных глушителей, способных блокировать частоты L1 и L2 GPS и Galileo, а также мобильную связь. Преступники используют подобные устройства для обхода систем слежения и обеспечения безопасности. Он прогнозирует скорое появление устройств, подменяющих сигнал. Предложения о том, как защитить ГССН поступили в основном из Германии: Ulrich Engel и Angelika Hirrle предложили новый математический метод отделения сигнала ГССН от шума и помех, а Michael Felux предложил искать выход при помощи дешевых инерциальных систем.
Hank Skalski, представляющий департамент транспорта правительства США, поведал о планах в выявлении и отслеживании источников намеренных GPS помех. Григорий Ступак и Марк Шмулевич из России рассказали о планах РФ нарастить флотилию спутников ГЛОНАСС до 30 и представили план развития системы с целью обеспечения полной оперативной совместимости с GPS. В их планах мир ожидает 117 навигационных спутников на орбите, где спутники ГЛОНАСС будут работать вместе с GPS, Galileo и COMPASS (Китай) при поддержке 29 усиливающих спутников. Такая картина действительно может свести к минимуму большинство проблем ГССН из-за эффекта расхождения, но не сможет решить проблемы из-за интерференции волн одной частоты, которую они все используют.
По материалам http://www.gpsworld.com/gnss-system/news/gnss-vulnerabilities-conference-discusses-solutions-jamming-interference-8845
Источник: GPSClub.ru