Обзор Garmin 60Сx и Garmin eTrex Legend HCx
«Ба! Старые знакомые! Зачем же их СНОВА тестировать?» – воскликнет искушенный владелец GPS-навигатора. И правда, зачем? 60-я линейка компании Garmin – классика, известна каждому, кто в последние годы хотя бы присматривался к этим замечательным приборам. Никого не удивят и появившиеся в 2007 году eTrex’ы серии ‘H’. Тем не менее, мы снова держим их в руках. Для чего? Чтобы опробовать «в поле» – в пешем походе. Значительную часть пользователей GPS составляют туристы. У них иные ожидания от навигатора, чем у автовладельцев, рыбаков, бегунов. Наш читатель – измученный жарой и комарами путешественник, который с трудом продирается через колючий кустарник, держа в одной руке помятую бумажную карту, а в другой – старый верный компас. Вытаскивая из волос репей и печально разглядывая царапины на коленях, он дает себе клятву, что к следующему походу – нет, лучше сразу, вернувшись домой! – нужно купить GPS.
Эта статья может пригодиться и тем, кто еще только подумывает о GPS-навигаторе для активного отдыха на природе.
Впрочем, основные вопросы наш сегодняшний читатель для себя уже решил. Цветной экран приятнее черно-белого, с картами лучше, чем без них, подключение к компьютеру – как говорится, must have, ну и чтобы ловил спутники в густом лесу, и по возможности экономнее «кушал» батарейки. Барометрический альтиметр в равнинных условиях не так уж интересен. Встроенный магнитный компас… коль скоро у Garmin он идет только «в комплекте» с альтиметром, попробуем обойтись и без него.
Передо мной на столе две симпатичные коробки: Garmin GPSMAP 60Cx и Garmin eTrex Legend HCx. Первый – из 60-й серии, с чипсетом Sirf3, выступающей антенной и большим дисплеем. Это младший брат 60CSx (у того добавлены барометрический альтиметр и встроенный компас). Второй «подопытный» моложе, это представитель популярной серии eTrex с новым чипсетом от Garmin, который компания именует «высокочувствительный».
Сравнивать оба навигатора по ходу дела будем со старым «боевым конем» – eTrex Venture Cx (я подробно тестировал его в одной из предыдущих статей).
Комплектация
Начнем с коробки. Зная, что Garmin склонна к спартанской оснастке продаваемых навигаторов, я не ждал никаких чудес. И все-таки… все-таки… а вдруг из картонных глубин вывалится красивый компакт-диск с лицензионным OziExplorer или сверкающий глянцем кожаный чехол?
60Cx: собственно GPS-навигатор, подробное руководство пользователя, буклет «быстрый старт» и рекламка (все – на английском), бонусный кабель USB («бонусным» назвала его сама фирма Garmin, что следует из надписи на пластиковом пакете), компакт-диск с драйверами и программным обеспечением Trip and Waypoint Manager для взаимодействия между навигатором и компьютером, устройство для крепления навигатора к поясу и шнурок для ношения навигатора на запястье. Дополнительно продавец вручил мне руководство на русском языке. Позже в самом навигаторе я обнаружил установленную карточку microSD 128 Мб – приятная мелочь (тем более, что на коробке декларирована карточка 64 Мб).
Legend HCx: руководство пользователя и буклет «быстрый старт» (на русском), рекламка на английском, такой же, как у 60Cx, компакт диск, знакомый «бонусный» кабель. Владельцы HCx, очевидно, не так круты, поэтому клипса для ношения на поясе им не полагается. Вместо нее – маленький переходник, который (после покупки дополнительного крепежного устройства) позволит, например, разместить навигатор на руле велосипеда. microSD-карточки тоже нет. Зато ремешок длинный, и это правильно (можно носить на шее, что для туриста более удобно). Напомню, что в поставке Venture Cx не было даже компакт-диска, и драйверы приходилось искать на веб-сайте производителя. Garmin сделала шаг по направлению к пользователю.
Благодаря вложенному USB-кабелю навигаторы выглядят как «готовые к использованию продукты». Впрочем, для Legend HCx придется докупить карточку microSD. Со стороны Garmin было бы мило включить эту карточку в комплект, а заодно сменить «барсеточный» шнурок 60Cx на более длинный. И чтобы сделать радость покупки абсолютной – добавить к поставке пленку на стекло GPS (в походных условиях оно, увы, подвержено микротравмам).
Технические характеристики
Venture Cx |
Legend HCx |
60Cx |
|||
Размеры (длина x ширина x толщина, см) |
10.7 x 5.6 x 3.0 |
15.5 x 6.1 x 3.3 |
|||
Дисплей |
TFT, 256 цветов |
||||
Размеры дисплея, см |
3.3 x 4.3 |
3.8 x 5.6 |
|||
Разрешение дисплея, пикселы |
176 x 220 |
160 x 240 |
|||
Джойстик |
да |
Четырехпозиционная клавиша |
|||
Чипсет |
«обычный» Garmin |
«новый» Garmin |
SirfStar III |
||
Загрузка карт |
поддерживается |
||||
Память |
карточка microSD |
||||
Маршрутных точек |
500 |
1000 |
|||
Маршрутов |
50 |
||||
Емкость путевого журнала |
10000 точек, 20 треков |
||||
Электронный компас |
нет |
||||
Барометрический альтиметр |
нет |
||||
Разъем для внешней антенны |
нет |
есть |
|||
Интерфейс для связи с компьютером |
USB |
USB и Garmin |
|||
Разъем USB на корпусе GPS |
стандартный mini USB |
||||
Водозащищенность |
IPX7 |
||||
Плавает в воде |
нет |
||||
Элементы питания |
АА (2 шт.) |
||||
Время работы от батарей, ч |
32 |
25 |
18 |
||
Вес (с батареями), г |
156 |
213 |
|||
Навигаторы имеют немало общих черт. «Братья-eTrex’ы» вообще похожи, и если бы не различие в цвете (Venture Cx желтый, Legend HCx темно-серый), их можно было бы перепутать.
Конструкция и эргономика
Конструктивные особенности eTrex подробно рассмотрены в статье «Тестирование GPS-навигатора Garmin Venture Cx», поэтому я не буду повторять подробности. Что справедливо для Venture Cx, то же относится к Legend HCx. Остановимся на разнице между eTrex’ами и 60-м семейством.
- С eTrex легко работать одной рукой, даже если эта рука в перчатке. Тугие кнопки разбросаны по бокам прибора, на его торцах (три слева, две справа). Пальцы не закрывают экран. У 60Cx кнопки находятся в нижней лицевой части. Чтобы удерживать навигатор и давить на кнопки одной рукой, приходится сжимать 60Cx «в щепотке» – так вы держали бы грушу, если бы решили угостить ею соседского мальчишку. По «ухватистости» 60-е уступают eTrex’ам. Зато у 60Cx самые важные кнопки вынесены «под нос» пользователю и даже снабжены подсветкой.
- Для перемещения по меню конструкторы снабдили eTrex’ы джойстиками, а 60Cx – плоской клавишей-качелькой. Некоторые функции GPS-навигатора выполняются нажатием на джойстик (более компактное решение, плюс eTrex’ам). Однако джойстик в приборах чуткий, и в кармане (сумке, рюкзаке и т.д.) при случайном нажатии срабатывает. Этим навигаторам не помешала бы программная блокировка джойстика.
- Включение питания у eTrex осуществляется продолжительным нажатием на одну из торцевых кнопок, а у 60Cx — маленькой кнопкой в верхней части прибора, у основания антенны (напоминает телефоны Nokia).
- Если бы я писал обзор новинок рынка мобильной связи, то сказал бы о 60Cx – «мужской навигатор». Его размеры соответствуют крупной мужской руке, а выпирающая антенна делают 60Cx попросту большим. Еще одно очко более компактным eTrex’ам.
- Корпус у всех трех навигаторов не крашеный, и это хорошо: мелкие царапины не будут навевать грусть на владельца.
- Прорезиненная крышка батарейного отсека у eTrex помогает навигатору удерживаться на наклонных поверхностях. (В походе, на привалах, частенько случается класть навигатор на бревно или камень). 60Cx с его гладкой пластиковой «спиной» проигрывает.
- Механизм крепления крышки одинаковый. У всех навигаторов имеются резиновые прокладки, которые плотно прилегают к корпусу при запертой крышке. Как это помогает навигатору не промокнуть, мы увидим ниже.
- Карточка microSD у eTrex вставляется в специальную щель под крышкой, а у 60Cx размещена и вовсе под батареями (механизм напоминает крепление SIM-карты в некоторых моделях мобильных телефонов). Существенных плюсов или минусов это различие не дает.
- На задней стороне eTrex находится лишь один разъем – miniUSB. Как говорилось выше, кабель идет в комплекте с Legend HCx и 60Cx. Впрочем, такой кабель нетрудно купить во многих магазинах, торгующих компьютерной электроникой. 60Сх, помимо miniUSB, может похвастать разъемом для подключения антенны и «фирменным» разъемом Garmin (четырехштырьковым, как в 70-й серии). Возможность подключать антенну можно лишь условно отнести к плюсам данной модели, так как походы редко происходят с выносной антенной, да и чувствительность Sirf III достаточна в трудных условиях закрытого неба. Наличие фирменного разъема Garmin я затрудняюсь объяснить (особенно учитывая, что в комплекте идет кабель miniUSB).
- Garmin придерживается мнения, что навигаторы начального (или, скажем так, «околоначального») уровня должны быть желтыми. А те, что постарше – серыми. Это такой общий принцип. Иногда к дизайнерам компании приходит желание пооригинальничать, и на рынке появляются полупрозначный синий eTrex Legend, кислотно-зеленый Geko 201 или небесно-голубой «крашеный» 72-й. Но в целом – желтые и серые. На мой взгляд, логичнее было бы сделать всю «походную» серию eTrex яркой (хотя бы и желтой), так как заметность на камнях, в траве и т.д. – важное качество походного GPS-навигатора.
В целом 60Cx выглядит больше, тяжелее, солиднее. eTrex’ы скромнее, но обладают некоторыми конструктивно-эргономическими преимуществами.
Должен признать, что болезнь всех eTrex’ов – отслаивание резиновой ленты, идущей по торцам навигатора. Эта проблема случилась и с моим Venture Cx через полгода после начала использования. Выручило терпение и «моментальный» цианакриловый клей (обращайтесь с осторожностью, схватывает быстро и ядовит). Глядя на Legend HCx, думаю, что и его владельца ждет это маленькое испытание. 60Cx это не грозит, но у него есть своя особенность: после интенсивного использования в течение нескольких месяцев на антенне и особенно на шишечках (резиновые вставки внизу) появляются потертости, которые придают навигатору не очень опрятный вид.
Качественные TFT-дисплеи – обязательный компонент навигаторов Garmin. Они почти не слепнут на солнце, а уровень подсветки легко регулировать. Цветовые схемы с названиями драгоценных камней позволяют настроить навигатор по своему вкусу. Размеры экрана 60Cx чуть больше, чем у серии eTrex, разрешение чуть меньше. Но вряд ли можно говорить о кардинальных различиях в дисплеях. Они просто хороши, и все.
Полевые испытания
Тем, кто интересуется принципиальными возможностями навигаторов 60Cx и Legend HCx, я советую прочесть статью-тестирование Venture Cx, поскольку «программная начинка» трех навигаторов одна и та же. Я дал испытуемые модели трем людям, которые раньше имели дело только с базовой версией Garmin eTrex, и предложил по моему устному описанию настроить приборы. Во всех навигаторах это удалось сделать без особого труда. Если мы где-то и спотыкались, то лишь на особенностях русификации (одни и те же элементы в навигаторах могут быть переведены по-разному).
Полевые испытания прошли в Карелии, в трудных условиях недельного пешего похода по болотам, лесу и морскому побережью. Разумеется, навигаторы тестировались и в городских условиях во время прогулок по Вологде и Беломорску.
Venture Cx не принес никаких неожиданностей в смысле чувствительности. Старый «етрексовский» чипсет позволял уверенно ориентироваться при относительно открытом небе. Никаких проблем не возникало и на городских улицах. Но в густом лесу Venture Cx иногда «терял» спутники, издавая печальный писк. В машине Venture Cx неплохо себя чувствует, когда «общается» со спутниками через лобовое стекло, в автобусе – прижатым к окну. Городская застройка при этом не должна быть очень уж плотной. «Транспортные проблемы» Venture Cx совершенно не волнуют Legend HCx и 60Cx: хотя мощность принимаемого сигнала падает, прием внутри автобуса или на коленях на заднем сиденье машины у этих навигаторов можно назвать уверенным. А при прогулке по лесу владелец может положить прибор, скажем, во внутренний карман куртки и больше о нем не вспоминать; навигатор будет честно записывать трек путешествия.
Мне очень хотелось «подловить» навигаторы на разной чувствительности чипсетов. Особенно после того, как мне на глаза попалось краткое сравнение тех же самых навигаторов совершенно не в пользу 60Cx. Автор статьи утверждал, что 60Cx продемонстрировал худшую чувствительность, чем Legend HCx. Честное слово, мне не удалось это подтвердить. Мы зашли с навигаторами внутрь старинного купеческого дома, превращенного в музей, и пока экскурсовод рассказывал о непростой жизни бывших хозяев, краем глаза следили за поведением 60Cx и Legend HCx. Мы не увидели серьезных различий («старичок» Venture Cx, естественно, сигнал потерял). В транспорте, на вокзалах, во всех помещениях приборы с одинаковым успехом (или неуспехом, смотря по обстоятельствам) боролись за спутниковый сигнал. На подоконнике окна моей квартиры (второй этаж, угол двора, густая листва) прием совсем плохой. По мобильному телефону я общаюсь с трудом – звук то и дело пропадает. Тем не менее, оба навигатора сумели «привязаться» к местности (надо признать, отображаемая погрешность была велика).
Настало время «батареечного» теста. Мне всегда хотелось самому, по часам проверить заявленные Garmin показатели. Все три навигатора настроили на одинаковое число переключаемых «по кругу» экранов (чтобы не тратить время и энергию на лишние переключения). Выбрали одинаковую цветовую схему «Жемчуг» без смены «день/ночь». Установили подсветку на 15 секунд, прием GPS-сигнала – в положение «Нормальный» (для Venture Cx и 60Cx предусмотрена еще и экономная схема, а вот в Legend HCx она отсутствует; фирма, предоставившая приборы на тестирование, утверждает, что это особенность прошивки). В общем, «выровняли» все три навигатора, зарядили в них одинаковые свежие алкалайновые батарейки Sony Stamina и включили. Навигаторы использовались в режиме средней интенсивности (переключение между экранами на привалах, создание точек, постоянная запись трека (через 50 метров)). На ночь навигаторы выключались. Экран 60Cx погас через 19 часов работы. Legend HCx показал результат 24.5 часа. Впереди всех был Venture Cx, который дотянул до 27 часов. Тест, что и говорить, не лабораторный, но приближенный к «боевым» условиям. Итак, Garmin не обманул нас с «энергетическими показателями» 60Cx и Legend HCx. Результат Venture Cx оказался меньше заявленного. Но, как бы то ни было, 20-25 часов работы «в поле» – хороший результат. Тем, кто пользуется GPS активно, а также новичкам, которые осваивают прибор, следует ориентироваться на меньшее время работы от батарей.
Имея на маршруте геодезическую точку с известной абсолютной высотой, мы сверили ее с показаниями GPS. Разница составила 3-4 метра – прекрасно.
Не вызвала проблем и геокешерская задача поиска спрятанного тайника в сыром труднопроходимом лесу. Оба испытуемых GPS вывели нас к закладке с точностью в 5 метров.
Удовольствие, которое мы получили весной прошлого года от ориентирования по качественной векторной карте в Крыму на Караби-яйле, на сей раз от нас ускользнуло. Карельские карты давали общее представление о том, где находится владелец GPS со своим прибором относительно крупных ориентиров (таких, как реки и озера). Вдобавок мы имели возможность измерить точность отображения линейного ориентира – береговой линии Белого моря. Результаты нас огорчили. Конечно, мы были способны по карте отличить мыс от бухты. Но GPS то и дело сообщал, что мы идем по водной поверхности залива или весело рассекаем прибрежные скалы. Эти забавные наблюдения я привожу как иллюстрацию известного факта: для полноценной реализации картографических возможностей GPS недостаточно самого навигатора, нужны еще и хорошие карты. Навигатор приобрести сравнительно легко, а вот качественные карты (увы!) порой невозможно. (Конечно, мы говорим не об автомобильных картах с разъездами и заправками, а о туристских картах с горизонталями, гидрографией, границами леса, береговой линией и пр.). На маршруте лучше держать GPS не в руке, не болтающемся на шее и не в кармане куртки вместе с остальными вещами, а в чехле, который крепится к лямке рюкзака. На стекло лучше наклеивать прозрачную пленку. Царапины не мешают ориентироваться, но портят внешний вид.
Ну и напоследок – любимый тест российских журналистов: купание навигатора. (Желтый Venture Cx мы уже купали, и ничего страшного с ним не произошло). Посмотрим, как перенесут водные процедуры 60Cx и Legend HCx. Кстати, что такое IPX7, о котором говорит производитель? Это значит, что Garmin гарантирует работоспособность своих навигаторов после получасового пребывания на глубине в 1 метр. Мы упростили условия задачи и погрузили 60Cx и Legend HCx (с батарейками) в ручей на глубину 20 сантиметров. Legend сразу ушел на дно, а 60Cx тщетно пытался вытолкнуть себя на поверхность: видно, в сравнительно большом корпусе навигатора осталось достаточно воздуха для такой попытки. Но все-таки плавучестью 60Сx не обладает. Пробыв под водой четверть часа, навигаторы были извлечены и аккуратно обтерты. Меня особенно интересовали заглушки разъемов 60Cx, но ни одна из них не поддалась водной стихии. В батарейные отсеки вода тоже не проникла. Оба прибора легко включились и заработали, как ни в чем не бывало. Который раз навигаторы Garmin демонстрируют свою хорошую водостойкость.
Выводы
Все три навигатора Garmin – достойные приборы. Они оправдывают вложенные в них деньги и могут стать прекрасными помощниками как в серьезном маршруте по сложной пересеченной местности, так и в «походе выходного дня», да и просто на лесной прогулке. Снятый с производства Venture Cx еще долго можно будет приобрести «в подержанном исполнении». Этот навигатор наверняка порадует любителей путешествий, которые хотят простой и «живучий» GPS навигатор с картографией и цветным экраном, но пытаются сэкономить деньги и не нуждаются в частом использовании GPS внутри помещений и под густым пологом леса. Если же вы нацелились на покупку нового прибора, и параметр «чувствительность» для вас имеет большое значение, обратите внимание на eTrex Legend HCx. Garmin сделала навигатор, который по многим параметрам выигрывает у замечательной, но устаревшей модели 60Cx. Хорошая эргономика, общая компактность, впечатляющее время работы от батарей, чувствительность, не уступающая Sirf III, отсутствие лишних разъемов и заглушек плюс все стандартные функции современного GPS-навигатора, дополненные прекрасным цветным экраном и картографией – перед нами один из лучших GPS-приемников для путешествий.
Источник :
Сергей Смирнов (CJ)
http://neocaching.ru
декабрь 2009 г.