История GPS

Опубликовано: 18/08/2009, автор: Администратор, категория: Словарь и GPS FAQ

Обозначение

Глобальная Система Позиционирования (GPS) — мировая радионавигационная система, базирующаяся на 24 спутниках и их земных станциях. GPS использует эту систему в качестве контрольных точек для расчета координат в точности до метров. В некотором смысле это похоже на присвоение каждому квадратному метру на планете своего уникального адреса. GPS приемники были уменьшены в размерах до нескольких интегрируемых плат и стали очень экономичными. Это сделало технологию доступной практически для каждого. Сегодня GPS находит свое применение в земном, водном, воздушном транспорте, в строительной промышленности, машиностроении, киноиндустрии, даже в портативных компьютерах. В ближайшем будущем GPS станет таким же основным средством, как и телефон.

История

Идея создания спутниковой навигации родилась ещё в 50-е годы. В тот момент, когда СССР был запущен первый искусственный спутник Земли, американские учёные во главе с Ричардом Кершнером, наблюдали сигнал, исходящий от нашего спутника и обнаружили; частота принимаемого сигнала увеличивается при приближении спутника и понижается при его отдалении. Суть открытия заключалась в том, что если Вы точно знаете свои координаты на Земле, то становится возможным измерить положение спутника, и наоборот, точно зная положение спутника, можно определить собственные координаты.

Реализована эта идея была через 20 лет. Первый тестовый спутник выведен на орбиту 14 июля 1974 г США, а последний из всех 24 спутников, необходимых для полного покрытия земной поверхности, был выведен на орбиту в 1993 г., таким образом Глобальная Система Позиционирования или сокращённо GPS встала на вооружение. Стало возможным использовать GPS для точного наведения ракет на неподвижные, а затем и на подвижные объекты в воздухе и на земле. Также с помощью системы вмонтированной в спутники стало реально определять мощные ядерные заряды, находящиеся на поверхности планеты.

Первоначально GPS — глобальная система позиционирования, разрабатывалась как чисто военный проект. Но после того, как в 1983г. был сбит вторгшийся в воздушное пространство Советского Союза самолёт Корейских Авиалиний с 269 пассажирами на борту, президент США Рональд Рейган разрешил частичное использование системы навигации для гражданских целей. Но точность была уменьшена специальным алгоритмом.

Затем появилась информация о том, что некоторые компании расшифровали алгоритм уменьшения точности и с успехом компенсируют эту составляющую ошибки, и в 2000 г. это загрубление точности было отменено указом президента США.

Основной принцип системы — определение местоположения путем измерения расстояний до объекта от точек с известными координатами — спутников. Расстояние вычисляется по времени задержки распространения сигнала посылки от спутника к GPS — приемнику. То есть для определения трехмерных координат GPS — приемнику нужно знать положение трех спутников. На деле используются показания с четырех — для устранения погрешности, вызванной разницей между часами спутника и приемника.

Хронология

1973 Решение о разработке спутниковой навигационной системы
1974—1979 Испытание системы
1977 Приём сигнала от наземной станции, симулирующей спутник системы
1978—1985 Запуск одиннадцати спутников первой группы (Block I)
1980 Старт спутников оснащённых сенсорами позволяющих регистрировать подводные и наземные испытания ядерного оружия
1979 Сокращение финансирования программы. Решение о запуске 18 спутников вместо запланированных 24.
1980—1982 Дальнейшее сокращение финансирования программы
1983 После гибели самолёта компании Korean Airline, сбитого над территорией СССР принято решение о предоставлении сигнала гражданским службам
1986 Гибель космического челнока Space Shuttle «Challenger» приостановила развитие программы, так как последний планировался для вывода на орбиту второй группы спутников. В результате основным транспортным средством была выбрана ракета-носитель «Дельта»
1988 Решение о развёртывании орбитальной группировки в 24 спутника. 18 спутников не в состоянии обеспечить бесперебойного функционирования системы
1989 Активация спутников второй группы
1990—1991 Временное отключение AS (англ. selective availability — искусственно создавамой для неавторизированных пользователей округления определения местоположения до 100 метров) в связи с войной в Персидском заливе и нехваткой военных моделей приёмников. Включение AS 01 Июня 1991 года
1993 Сообщение о первичной готовности системы. В этом же году принято окончательное решение о предоставлении сигнала для бесплатного пользования гражданским службам и частным лицам
1994 Спутниковая группировка укомплектована
1995 Полная готовность системы
2000 Отключение AS для гражданских пользователей, таким образом точность определения выросла со 100 до 20 метров
2004 Подписание совместного заявления по обеспечению взаимодополняемости и совместимости Галилео и GPS 1
2006 Российско-американские переговоры по сотрудничеству в области обеспечения взаимодополняемости космических навигационных систем ГЛОНАСС и GPS

GPS сегодня

Сегодня GPS — приёмники можно использовать в гражданских целях, в основном для определения местонахождения и скорости.

Карты GPS

Все электронные GPS — карты можно поделить на два основных типа — векторные и растровые.

Растровые карты — это самый простой и доступный тип карт. Фактически это изображение местности, к которому привязываются географические координаты. Масштаб растровой карты напрямую зависит от исходного варианта

Векторные карты представляют собой базу данных, где хранится информация об объектах, их характеристиках и взаимном месторасположении, географических координатах и прочем. Поскольку в них не содержится объемных графических изображений, места в памяти они занимают гораздо меньше, чем растровые и быстрее работают.

Безусловным преимуществом векторных карт, является возможность искать на карте конкретные дома и улицы, достопримечательности, кафе, больницы, автозаправки и прочие необходимые путешественнику места.

Также существует возможность прокладывать маршруты — с учетом дорожных знаков, разрешённых поворотов и даже пробок.

Метки:

Версия для печати

Оставить комментарий

Вы должны войти для комментирования.