Куда ведут пиратские карты?
Началось инициированное отечественными картографами наступление Госслужбы борьбы с экономической преступностью на продавцов, торгующих GPS навигаторами с пиратскими картами.
За последние две недели УБЭП осуществил несколько рейдов на традиционные торговые точки в разных регионах Украины. В Киеве «потрясли» радиорынок на Караваевых дачах, конфисковали 25 навигаторов с пиратскими программами, ноутбук, с которого записывали ПО, и SD-карточки с копиями карт Украины, России и Европы. Продавцам пиратских карт инкриминируют ст. 176 УК Украины – нарушение авторского права и смежных прав. Сроки по этой статье получают, как правило, условные, но бывают исключения. Недавно парнишка с рынка «Петровка», торговавший дисками с обычным графическим редактором, попал за решетку на три года.
Инициатором компании по борьбе с распространением пиратских копий навигационных карт стал один из крупнейших отечественных разработчиков этого продукта – компания «КартБланш Украина», она же дистрибьютор вездесущего мирового навигационного бренда iGo. Объясняют, что допекло. Навигаторы с пиратскими картами продают даже крупные сетевые магазины электроники. Практически все «китайцы» попадают на прилавок с нелицензионным продуктом.
Ирина Екимова, генеральный директор ООО «КартБланш Украина»:
«70-80% поставщиков навигаторов устанавливают на приборы пиратские карты. Мы настаиваем на том, чтобы были установлены карты любого разработчика, но лицензионные. В результате дилеры начали ставить самые простые карты, где есть навигация только по 5-ти городам-миллионникам. Такой продукт попадает в регионы, но как его продать, если на карте нет родного города? И дистрибьюторы на местах добавляют пиратские версии дорогостоящих, подробных карт. А ведь это труд украинских разработчиков, люди «пашут» круглосуточно, свою же зарплату реинвестируют в создание карт. Почему же другие, не вложив ни одной копейки в развитие бизнеса, должны получать прибыль?»
Убытки разработчиков исчисляются вроде бы скромными суммами в сотни тысяч гривен, но это как раз те средства, которых не хватает, чтобы составить грамотные и подробные карты Украины.
«Пиратка» или лицензия?
Для большинства пользователей это вопрос психологии: зачем платить больше, если можно вообще ничего не платить? И на моем компе стоит операционка, не обогатившая Билла Гейца ни на цент. При этом сплю я спокойно, и совесть меня не мучает.
Но разработчики уверяют, что с картами ситуация иная. Покупая «пиратку» мы запускаем руку в карман наших же башковитых и неленивых соотечественников-картографов, которым миллиарды Билла Гейца могут разве что присниться.
Павел Григораш, директор по маркетингу ООО «Навионика»:
«Создание технологичной карты – это всегда дорогостоящий процесс. Отличие от карты без навигации – огромно. Основные статьи расходов включают в себя закупку первичных данных из различных источников, включая качественные спутниковые снимки, данные аэрофотосъемки; полевые исследования пешком и на авто для проверки и актуализации информации, сбора данных для базы точек интереса и построения корректной маршрутизации; мощную техническую базу и коллектив профессиональных картографов для обработки полученных данных. Деньги от продажи лицензионных карт идут на их совершенствование. То есть, пиратство – это главная причина нашего отставания в этом вопросе от американцев и европейцев. Опять же, чем меньше объем продаж карт, тем выше стоимость каждой лицензии».
Крупных разработчиков автомобильных навигационных карт на украинском рынке можно сосчитать на пальцах одной руки: «КартБланш» для платформ iGo и Garmin, «НавЛюкс» и «Аэроскан» исключительно под Garmin, российский производитель «Навител» и отечественный «Визиком». Два последних – с собственными оригинальными платформами, которые не пользуются большой популярностью.
По мнению продавцов, традиционно наиболее подробны, актуальны и разнообразны карты под Garmin. К примеру, «НавЛюкс» предлагает адресный поиск по 275 населенным пунктам Украины, 77 000 точек интереса и более 380 000 км дорог. Контуры домов, дворовые проезды и актуальные правила дорожного движения – само собой разумеется. Немного скромнее показатели у «Аэроскана» – 225 населенных пунктов. Карта от «КартБланш» имеет средний показатель – 248 городов, но она подходит и под Garmin, и под iGo. Тут вопрос скорее к конкретному пользователю – кому-то больше нравится простой интерфейс Garmin, а кому-то навороты и куча дополнительной информации на экране iGo. В активе «Визиком» чуть более 200 городов с полным или частичным адресным поиском, но не очень удобный интерфейс и неоптимальное построение маршрутов. Сильно отстает по покрытию официальная карта «Навител» – всего 32 населенных пункта Украины, правда по ним карты очень детальные.
Зачем платить больше?
За что платит покупатель лицензионной карты? В первую очередь, за надежно работающий продукт. Лицензия подразумевает качественную техническую поддержку и регулярные бесплатные обновления. Причем обновить карту можно через интернет сразу после выхода обновления. Не нужно ждать, когда кто-то ее взломает и выложит в общий доступ на файлообменнике. Опция весьма актуальна, поскольку у всех разработчиков карта Украины далеко не полная и находится в постоянной доработке. К продуктам добавляют все новые и новые населенные пункты, прорисовывают контуры домов, подъездные пути и т.п. К примеру, «НавЛюкс» и «КартБланш» обновляются каждые три месяца, некоторые карты реже – дважды в год.
Павел Григораш, директор по маркетингу ООО «Навионика»:
«Очевидное преимущество «пиратки» – бесплатность. Но, в отличие от лицензионных карт, пиратскую обновить на порядок сложнее. Нужно вникать в суть вопроса, искать версию карты посвежее и т.п. Конечно, это не высшая математика, но далеко не каждый готов этим заниматься. Вот на таких товарищах и наживаются пираты, предоставляя платные услуги по обновлению карт. За несколько обновлений вы фактически оплачиваете пиратам стоимость лицензионной карты, но не получаете лицензию взамен».
Ирина Екимова, генеральный директор ООО «КартБланш Украина»:
«Давайте считать деньги. Лицензионная карта Украины стоит 500-700 грн. в зависимости от качества и разработчика. «Пиратка» – 300-400грн. Разница – 200-300 грн. Обновление происходит каждый квартал. И «Вася с рынка» бесплатно этого делать не будет. За каждое обновление вы заплатите 50-100 грн. И за два года пользования набегают те же 600-700 грн. Именно столько стоит лицензионная карта с двухлетним бесплатным обновлением и оперативной технической поддержкой».
Тем, кого арифметика убедила, «КартБланш» предлагает за полцены поменять пиратские карты iGo на лицензионные.
Даже, если вы весьма щепетильны в вопросах охраны авторских прав и покупаете навигатор в приличном магазине, от «пиратской» карты все равно не застрахованы. Рядовые продавцы-консультанты в этом вопросе, как правило, полные «чайники». Посему разработчики составили подробную инструкцию, как отличить «пиратку» от законопослушной лицензии.
Основные признаки лицензионности
- брендированная карта памяти (для КПК и коммуникаторов);
- лицензия программы привязана непосредственно к внутреннему номеру самой карточки (программа не будет работать при перезаписи на другую карту памяти);
- каждая программа имеет свой индивидуальный номер лицензии с указанием региона, на который она распространяется;
- запись программы на карточки памяти может производиться только разработчиком программы или его дистрибьютором на основании дистрибьюторского договора;
- варианта продажи в электронном виде нет;
- демонстрационные версии разработчиком программы не предусмотрены.
Основные внешние признаки контрафактности
- наличие нескольких навигационных программ на одном специализированном устройстве;
- отсутствие бренда на карте памяти (для КПК и коммуникаторов);
- программа на нескольких навигаторах имеет один и тот же номер лицензии (за исключением навигаоров Mustek iGO2006 Plus);
- отсутствие оригинальной упаковки;
- отсутствие инструкции;
- программа декларируется как «демонстрационная версия»;
- программа продается в электронном виде;
- запись программы осуществляется при продаже устройства.
Подробная инструкция по отлову «пираток» вскоре должна появиться на сайте «КартБланша». Компания уже ангажировала для защиты авторских прав опытного юриста, а он в свою очередь взялся проводить мастер-классы для правоохранителей в разных регионах, где учит УБЭПовцев отличить пиратский продукт от лицензионного. Правоохранители на данный момент демонстрируют энтузиазм, а региональные дистрибьюторы, услышав о рейдах, предпочли навигаторы с «левым» картами с полок убрать. Надолго ли?
Автор: Ольга Пахарь
Источник: doroga.ua