Знакомство с радаром-детектором

Опубликовано: 1/06/2010, автор: Администратор, категория: Статьи о радар-детекторах

Что такое радар-детектор?

Радар-детектор — это компактное электронное устройство, которое детектирует и информирует пользователя о наличие в поле действия радаров, излучающих радиоволны или лазерные лучи, на определение которых он настроен.
Радар-детектор — это по-существу пассивный приемник, не заглушающий сигналы.

Что такое антирадар?

В отличие от радар-детектора, антирадар — активное устройство, созданное для генерирования высоко-мощных помех в определенных спектрах радиочастот или модулирование ответного сигнала, по мощности превосходящий оригинальный от пеленгующего радара.
В результате на пеленгирующем устройстве (радаре ГИБДД) не будет выдаваться вообще ничего или выдаваться тот результат, который смодулировал антирадар. Данные устройства запрещены во всех странах мира, и за их использование грозит либо уголовное дело, либо крупный штраф с конфискацией устройства.
Так же имеются лазерные антирадары или шифтеры — они модулируют ответный сигнал (смещая полосу частоту вниз (по анг. Shift) — в результате в закодированном виде передается не реальная скорость, а уменьшенная на порядок) и передавая его на радар ГИБДД. Данные устройства пока не запрещены некоторыми странами,и как нам известно — в России тоже они не запрещены. Но явный минус этих устройств — они весьма дороги. Типичный представитель — комплекс радар-детектор+лазерный детектор + шифтер от компании Escort.

Какие наиболее известные мировые бренды?

В мировом масштабе имеется всего лишь несколько брендов радар-детекторов, заслуженно занимающих лидирующие места по всем показателям.
В первую очередь в лидеры входят Whistler, Crunch, Star и Cobra. Это старейшие производители, чьи бренды стали почти нарицательными.
Во вторую очередь, входят менее известные, но достаточно популярные марки, такие как Uniden, PNI и Rocky Mountain.
Особняком стоит бренд Super Cat Японской компании Юпитер (Youpiteru) — в России широко разрекламированных, но увы, полностью работоспособных по полной лишь на родине — в России они в настоящее время бесполезны.
В России более известны все же Whistler и Cobra — это два бренда, постоянно конкурирующие в технологиях. В последнее время Cobra сдала свои позиции под натиском импульсных радаров ГИБДД — «Искра-1».
Но в России, начиная с 1999 года, образовались свои бренды — Moongoose, Симикон, Saver и Stealh, являющимися дешевыми клонами американского бренда Rocky Mountain, PNI и старых моделей Cobra.

Принцип работы радар-детектора

Для замера скорости радар ДПС принимает излучение, отраженное от автомобиля, а Ваш радар-детектор — прямое, поэтому радар-детектор всегда способен обнаружить радар ДПС намного раньше по времени, чем тот замерит скорость Вашего автомобиля! Реально можно обнаружить активный радар ДПС на расстоянии до 5000 м (при наилучших условиях местности и погоде), а максимальное расстояние устойчивых показаний радара ДПС составляет всего лишь около 400м.
Но конечно важно знать — радар-детектор необходим в 99% случаев для того, чтобы поймать отраженный сигнал от впереди идущих транспортных средств и неровностей местности — ведь сотрудник ДПС не будет стрелять наугад вперед на 3 километра, пытаясь определить скорость Вашего авто, а с расстояния, уже возможное для определения его радаром.
Поэтому одним из критериев выбора радар-детектора является его чувствительность и возможность максимального отсеивания ложных сигналов. Кстати, этими параметрами в основном и отличаются радар-детекторы разных ценовых групп.

Плюсы и минусы типов усилителей в радар-детекторе.

Во всех существующих радар-детекторах радиосигнала используется 2 типа усиления сигнала:
1. Прямое усиление.

2. Усиление на основе гетеродина и супергетеродина.
В первом случае — самый старый способ усиления сигнала. Плюсами является то, что метод реально пассивный — излучение самого усилителя практически равно 0. В данном случае, в странах где запрещены радар-детекторы, от данного радар-детектора не требуется наличие на борту функции скрытия радар-детектора от VG-2 и других специальных радаров ДПС. Так же плюсом является что данный тип усилителя ловит мало помех (за счет очень малой чувствительности) и он дешев в производстве и настройке. Ввиду этих минусов от такого вида усиления давно отказались производители по всему миру, окромя отечественных производителей радар-детекторов.
Второй метод наиболее технологичен и прогрессивен, и используется во всех средне бюджетных и топовых по цене радар-детекторах. Плюсами является чрезвычайно высокая чувствительность и селективность частот. Минуса является то, что это прибор активный, т.е. он излучает свое характерное излучение. Так же, ввиду высокой чувствительности, возрастает процент помех, и требуется настройка усилителя по частотам и создания сложных схем отсеивания ложных помех. Так же, в отличие от схем прямого усиления, в странах где запрещены данные устройства, требуется наличие схемы отключения усилителя при воздействия детектора VG-2.

X-диапазон

Полицейские и милицейские дорожные радары используют несколько стандартизированных несущих радиочастот, самой старой и основной котрой является частота 10525 МГц, названная X-диапазоном.
Данная частота была изначальна использована в локационном оборудование, и на основе ее было создано множество импортных и отечественных радаров ДПС, из которых наиболее популярны Барьер, Сокол и др.
В настоящее время эта частота морально и технически устарела,включая и импульсную реинкарнацию, и постепенно уступила дорогу более быстродействующим приборам работающих на другой несущей частоте.

K-диапазон

Более свежий диапазон для полицейских и милицейских дорожных радаров с несущей частотой 24150 МГц. Ввиду меньшей длительности периода и более высокого энергетического потенциала позволяет приборам, работающим на этой частоте, иметь небольшие размеры и дальность обнаружения, в полтора раза превышающую дальность приборов, работающих X-диапазоне, плюс за меньшее время.
Так же эта частота хороша тем, что у нее более широкая полоса пропускания (100 МГц) и гораздо меньше помех по сравнению с X-диапазоном.
На этом диапазоне частот базируются наши отечественные радары Беркут, Искра-1 и их модификации и фото и видео комплексы, построенные с участием локационных частей этих радаров.
В настоящее время это базовый диапазон у подавляющего большинства радаров мира.

Ka-диапазон*

Самый новый диапазон для полицейских и милицейских дорожных радаров с несущей частотой 34700 МГц. Считается наиболее перспективным диапазоном за счет опять же еще меньшей длительности периода и более высокого энергетического потенциала, позволяющего данным приборам иметь дальность обнаружения до 1.5 км с высокой точностью за минимально короткое время.
Этот диапазон имеет самую широкую полосу пропускания (1300 МГц), в счет чего его назвали SuperWide (сверх широкий) и полное отсутствие бытовых и иных помех, мешающих определению скорости пеленгуемого объекта.
На этом диапазоне частот в России, Украине и СНГ нет гражданской радиоизмерительной аппаратуры, и в ближайшее время не предвидится.
Это рабочий диапазон будущих радаров, наиболее эффективный для повсеместного применения. Ожидается его полное лицензирование в ближайшие 2-3 года.

* Часто бывает так,что аппараты имеющие диапазон Ka (в основном это относится к бренду Whistler), видя радар ДПС пишут диапазон Ka. Это — периодическая селективная ошибка. Этой ошибкой прикрывается сигнал в диапазоне X, поэтому не обманывайтесь и не позволяйте себя обманывать недобросовестным источникам информации.

ВАЖНО:
В этом диапазоне частот в Украине работает некоторая радиоизмерительная специализированная и армейская техника, и в бюджетных и средних по цене аппаратах часто в этом диапазоне бывают ложные срабатывания.

Ku-диапазон

Один из редких диапазонов, используемый в некоторых европейских странах и ранее ожидался у нас, работающий на частоте 13450 МГц.
Камнем преткновения на деле послужило спутниковое телевидение, работающее в этом диапазоне, и поэтому в России нет и уже не будет таких радаров. А в Европе, и даже в Прибалтике пока что добрая половина парка дорожных радаров работает на этой частоте. Редкий рабочий диапазон, являющийся истинно европейским, но не имеющий практического будущего.

VG-2 — защита от нападения

Почти во всех европейских странах и некоторых штатах Америки местным законодательством запрещено использование радар-детекторов.
Чтобы обеспечить отлов незаконного прибора, существуют несколько специальных высокочувствительных радаров, работающих на на частоте 13000 МГц, именуемыми VG-1,VG-2,VG-3 и аналогичными.
Суть технологии такова — машина облучается данным радаром. Радар-детектор, в подавляющем своем большинстве основанный на супергетеродине, произведет обработку этого сигнала.
В процессе усиления этого сигнала и до того, как он пойдет на обработку в радар-детекторе, радар-детектор выдаст этот сигнал-эхо в эфир. Т.е. произойдет обычное для усилителя-гетеродина и неизбежное излучение усиленного сигнала. Радар VG-2 засекает этот эхо и выдает, что в том месте с большой долей вероятности находится радар-детектор.
Чтобы уберечь себя и кошелек владельца, в настоящее время почти все производители радар-детекторов позаботились об этом, и имеют различные технологии маскирования от незваных гостей.

Лазерный диапазон

С начала 90-х годов впервые появились лазерные дальномеры и измерители скорости, основанных на отражения узконаправленного луча лазера от препятствия.
Скорость вычислялась по простым алгоритмам, путем подачи нескольких коротких импульсов через строго определенный промежуток времени измеряя расстояния до цели от каждого отражения этого импульса. В итоге получалась некая средняя составляющая, которая и выводилась на экран. Принцип прост и не изменился с тех пор и до сегодняшних дней, но с каждым новым витком эволюции таких дальномеров менялась частота импульсов и длинна луча лазера. Почти все современные радар-детекторы встроены сенсоры для приема лазерного диапазона. Принимаемая длина волны которых колеблется от 800 нм до 1100 нм.
Имеются так же недостатки, присущие приборам, используемых лазерный диапазон — они не любят дисперсионный препятствия (осадки, туман и т.д.), в следствии чего данные приборы используются только в сухую погоду. Наличие приема данного диапазона важно в большинстве своем лишь в мегаполисах, где сотрудники ГИБДД имеют дорогую технику для отслеживания скоростного режима.

Импульсные режимы определения. Стандарты и названия.

В конце 90-х годов прошлого века сменилась эпоха постоянно действующих радаров X, K и Ka диапазонов на более быстрые и неуловимые Instant-On (навскидку) радары.
Данные устройства имеет импульсную форму определения скорости — небольшой очередью коротких импульсов. Данную форму не понимают многие радар-детекторы и просто не обрабатывают ее, считая это помехой.
Специально для таких радаров были разработаны многими компаниями новых алгоритмов по определению таких форм. Названий они получали много, но утвердились лишь немногие:

  • Ultra-X — коротко импульсный режим диапазона X;
  • Ultra-K — коротко импульсный режим диапазона K;
  • Ultra-Ka — коротко импульсный режим диапазона Ka;
  • POPtm — сертифицированный режим по определению импульсных K и Ka диапазонов;
  • F-POPtm — сертифицированный режим по определению импульсных X, K и Ka диапазонов.

В настоящее время данные режимы поддерживают не все радар-детекторы на рынке, поэтому будьте внимательны при покупке!

Блоки обработки сигнала. Достоинства и недостатки.

Блок обработки сигнала — сердце любого радар-детектора. В этом блоке происходит обработка поступающих данных с сенсоров и антенн, обработка сигналов по алгоритмам, выявления ошибок, выдача результата, а так же обработка дополнительных функций.

В настоящее время используется несколько вариантов обработки сигналов:

  • Аналоговая обработка;
  • Гибридная обработка (цифро-аналоговая);
  • Цифровая обработка.

Аналоговая обработка постепенно уходит в прошлое, уступая полностью новым технологиям. В данном виде сигнал непосредственно обрабатывался схемами с заложенными алгоритмами, и результат выдавался на экран. Минусы очевидны — низкая скорость, большой потребляемый ток, высокая составляющая ложных помех.
Гибридная технология — одна из самых распространенных технологий на сегодняшний день. Поступающие данные непосредственно не усиливаются, а проходят через АЦП на обработку БИСами. Отличаются высокой скоростью обработки, небольшой составляющей ложных сигналов.
Цифровая обработка — самая перспективная и современная технология, основанная на создание микрокомпьютерного комплекса внутри радара-детектора. Сердцем данного блока является микропроцессор и дополнительные БИСы, в комплекс которых заложено множество алгоритмов, небольшая часть которых являются эвристическими. Программы, используемыми данными процессорами можно непосредственно обновлять, если появляются новые дополнения к существующим алгоритмам. Кардинально отличается от предыдущих технологий тем, что имеет сверхвысокую скорость обработки, минимальную составляющую ложных срабатываний, сведенных практически к нулю, сверхвысокая дистанция определения сигналов и параллельная обработка поступающих сигналов — в настоящее время до 8 сигналов одновременно.

Перспективы развития радаров и радар-детекторов

В настоящее время прогнозируется, что через года 3-4 будущие радары полностью будут работать в Ка и лазерном диапазоне. Т.е. исходя из этого прогноза, можно выбирать радар-детектор, поддерживающий данный диапазон — ведь тогда не придется покупать новый, экономя при этом средства.

И так, подведем итоги:

  1. Диапазон:
  1. X-диапазон — частота милицейского радара 10525 МГц (один из самых старых частотных стандартов радаров ГАИ)
  2. K-диапазон — наиболее широко применяемая в современных милицейских приборах частота — 24150 МГц.
    * Рабочая частота излучения прибора «Визир» 24,150±0,1 ГГц
  3. Ka-диапазон — самый новый американский стандарт частоты для радаров 34700 МГц. Другое название — SuperWide (сверх широкий). Дальность обнаружения до 1,5 км.
  4. Ku-диапазон — диапазон, использовавшийся только в Европейских странах, Украине, Белоруссии — 13450 МГц. Из-за частоты, используемой также системами спутникового телевидения в Европе отменен. В Украине встречается очень редко.
  5. VG-2 - система пеленга радар-детекторов. Актуальна в странах, где использование радар-детекторов запрещено.
  6. Laser-диапазон — скоростомеры на основе лазерного луча с длиной волны, от 800 нм до 1100 нм. Из-за особенностей этого диапазона используются только только в сухую погоду.
  7. Ultra-X — импульсный режим диапазона X — радары с длительностью основного импульса порядка 0.3-0.4 секунды (радары – «Сокол»)
  8. Ultra-K — импульсный режим диапазона K — радары с длительностью основного импульса порядка 0.3-0.4 секунды (радары «Беркут», «Искра-1»)
  9. POP™ — международный сертифицированный режим по определению коротко импульсных K и Ka диапазонов
  1. Типы радаров используемых в Украине сотрудниками ГИБДД:
  1. «Барьер-2М» работает на частоте — 10,525 ГГц (Х-диапазон) производится в Запорожье (Украина).
  2. «Сокол М-С» («стационар»)
  3. «Сокол М-Д» («движение») работает на частоте — 10,525 ГГц + 25 мГц (Х-диапазон) производитель: «Ольвия» (Россия).
    * снят с производства с 01.01.2008
  4. «Искра-1» (фото фиксация) работает на частоте — 24,150 + 0,1 ГГц (К-диапазон) производитель: «СИМИКОН» (Россия).
  5. «Беркут» работает на частоте — 24,125 ГГц + 100 мГц (К-диапазон) производитель: «Ольвия» (Россия).
  6. «РАДИС -1 » работает на частоте — 24,150 ГГц (К-диапазон) производитель: «СИМИКОН» (Россия).
  7. «ЛИСД-2М/2Ф» лазер, базовая рабочая длина волны ИК излучения — 800 нм (L-диапазон).
  8. «Арена» (фото-видео фиксация) работает на частоте — 24,150 ± 0,1 ГГЦ (К-диапазон) производитель: Фирма «ИКАР» (Россия).
  9. «Визир» (фото-видео фиксация) рабочая частота излучения 24,150 ± 0,1 ГГц (К-диапазон) производитель: «Ольвия» (Россия).
    * сделан на базе «Беркута» + видеокамера.

«Беркут», «Искра-1», «Сокол» встречаются чаще всего.

В Украине ГАИ использует 8 типов радаров:

  • Барьер — Х-диапазон (устаревший)
  • Визир — К-диапазон
  • Беркут — К-диапазон
  • Радис — К-диапазон
  • Сокол — Х-диапазон
  • Искра — К-диапазон
  • ЛИСД — лазерный (L-диапазон)
  • Арена — К-диапазон

Источник: navi.in.ua

Метки:

Версия для печати

Оставить комментарий

Вы должны войти для комментирования.