С.Миллер (ГИС-Ассоциация) вопросы по конкурсу, объявленному Роскартографией по созданию навигационных карт России
С.Миллер (ГИС-Ассоциация) вопросы по конкурсу, объявленному Роскартографией по созданию навигационных карт России
Как мы уже сообщали, Роскартография объявила конкурс на выполнение работ по созданию открытых цифровых навигационных карт на основе обновленных государственных цифровых топографических карт в рамках ФЦП «Глобальная навигационная система» с общей начальной ценой контракта более 6 млр руб. При безусловной острейшей необходимости навигационной информации для Российского потребителя и серьезном положительном моменте, что государственный бюджет РФ выделил на это серьезные деньги, нельзя не отметить, что технология зафиксированная в тендерных условиях носит откровенно затратный характер.
Детальное изучение только одного раздела технических условий — «Общие положения» уже вызывает массу вопросов:
- Почему конечная цель — создание открытых цифровых навигационных карт для наземного автотранспорта (ОЦНК) решается через полный технологический цикл обновления всего объектового и атрибутивного состава цифровых топографических карт (ЦТК)? Неужели государственный заказчик не понимает, что это равнозначно удорожанию и увеличению сроков выполнения этой цели на порядок? Смотрим сроки — 2009-2011 гг. Сроки означают, что работа будет выполнена позже запланированного полного развертывания спутниковой группировки ГЛОНАСС.
- Почему между необходимыми масштабами масштабах 1:25 000, 1:50 000 стоит «и/или»? Неужели исходной информации собранной для карт масштаба 1:25 000 не достаточно для создания карт масштаба 1:50 000? О технологиях генерализации мы умолчим.
- Почему ОЦНК должны быть созданы в полных номенклатурных листах? Разве мы едим на автомобилях по листам, а не по дорогам?
- Почему данные должны быть в Государственной системе координат 1995 г. (СК-95)? Разве аппаратура пользователя не определяет его координаты в ПЗ-90.02 или VGS-84?
- Почему базовым обменным форматом предоставления данных и форматом хранения всех цифровых карт (в том числе и навигационных) должен быть SXF? Он что самый распространенный на рынке? Самый оптимизированный по объемам хранения навигационных данных?
- Почему по содержанию, достоверности, точности, проекции ЦТК должны соответствовать топографическим картам масштабов 1:25 000 и/или 1:50 000? Разве вся информация, необходимая для безопасного движения содержится на этих картах?
Итак 6 вопросов только по вводному разделу. Дальше парадоксов еще больше. Оказывается, что:
- ЦТК должны быть созданы с объектовым составом, соответствующим издательскому оригиналу. Становится не совсем понятно о какой навигации идет речь? О навигации по бумажным картам или о навигации с помощью цифрового пользовательского оборудования?
- ЦТК должны быть обновлены в полном объектовом составе. Тут каждый из нас сможет выступить экспертом, тем более, что речь идет о традиционных топографических картах. Попробуйте оценить какую долю от общей информации, содержащейся на средней загруженности карте составляет информация о дорогах? Теперь умножьте эту долю на 6 млр руб и вы получите цифру стоимости навигационной информации в результате выполненного государственного заказа.
- Правда в определенную вами цифру стоимости необходимо будет добавить то, чего раньше не отображалось на топографических картах, а именно (цитируем технические требования):
- «Нанесение на карту объектов навигационной информации по следующим слоям:
- предупреждающие знаки,
- знаки приоритета,
- запрещающие знаки,
- предписывающие знаки,
- знаки особых предписаний,
- информационные знаки,
- знаки сервиса,
- знаки дополнительной информации,
- состояние дороги,
- развязки.»
Откуда берется эта информация технические требования не разъясняют. Правда далее в коррекции Технических требований на производство работ по созданию открытых цифровых навигационных карт масштабов 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000 указывается, что «Объекты наносятся (визуально или с использованием навигатора)…»
Возникает вопрос, разве все виды знаков, ограничивающие степень свободы водителя на дороге важны как знаки или как интервалы действия этих ограничений? И что делать, если, не дай бог, знак сбит или испорчен? Не правильней ли было всю информацию о дороге взять у ее хозяина, который несет ответственность за безопасность движения? И взять ее в виде соответствующей характеристики отрезка дорожного графа?
Теперь вопросы по деньгам. Разве это логично, что выполнение работ по созданию открытых цифровых навигационных карт масштаба 1:50000 на Магаданскую область за исключением восточной её части и Чукотский АО за исключением экономически развивающихся районов его северной части будет стоить государству 268 180 тыс руб (244 лот), т.е. дороже чем такие же материалы на Томскую, Кемеровскую, Омскую и Новосибирскую области, Республику Алтай, Алтайский край (лот 220 — 196 745 тыс. руб)? Разве плотность дорожной сети соизмерима в этих регионах? А как вам нравятся дороги Ямала (не всего, а только его западной части) за 109 135 тыс. руб (лот 233), а севера Якутии за 244 650 тыс. руб.(лот 251)?
Есть вопросы и к Минэкономразвития России, сегодня координирующему деятельность Роскартографии и Роснедвижимости. Почему для описания дорожной сети нельзя использовать ортофотоматериалы Роснедвижимости, которая в этом году уже объявила конкурсы на изготовление ортофотопланов масштаба от 1:2 000 до 1:50 000?
Вообщем вопросов очень много. Вроде надо бы радоваться: наконец-то деньги, выделяемые на картирование дорог, стали соизмеримы со средствами на их строительство, но что-то сильно сдерживает радость. После подобного анализа складывается впечатление, что наша страна богата всем: территориями, деньгами, временем и даже дорогами, но не здравым смыслом и ответственностью перед налогоплательщиками. Представляется целесообразным перед такими существенными затратами государственного бюджета все-таки проводить независимое профессиональное обсуждение технических условий — глядишь и на другие важные задачи в области инновационного развития отрасли остались бы деньги. Если бы к навигационной информации подойти бы с позиций инфраструктуры пространственных данных, то точно бы остались и информация была бы более достоверной и обладала бы правовым статусом. А попробуй, спроси при такой организации работ с Роскартографии за отсутствие какого-либо дорожного знака? Разве она за это несет ответственность?
Источник gisa.ru