Навигационные системы

Опубликовано: 24/11/2009, автор: Администратор, категория: Словарь и GPS FAQ

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Понятие навигация (от лат. navigo плыву на корабле) можно перевести как искусство управлять кораблем. Как говорил один известный писатель: Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.

Основа навигации навигационные приборы, позволяющие определить месторасположение. Они совершенствовались наряду с техническим прогрессом.

Первые навигационные ориентиры солнце и звезды. Так, днем можно ориентироваться по уровню восхода солнца, а ночью, оценивая расположение различных звезд.

Одним из семи чудес света был Александрийский маяк искусственный навигационный ориентир.

В XIV веке в Италии был изобретен магнитный компас, который помог К. Колумбу открыть Америку.

Но солнце, звезды и компас явления не постоянные. Солнце и звезды могут быть недоступными для обозрения из-за тумана, а компас из-за магнитных бурь.

Именно с этой проблемой не могла долго справиться авиация. Требовалось создать что-то универсальное, навигационную систему, независящую ни от каких явлений природы. Так появились различные навигации: воздушная, наземная, космическая, инерциальная. Автомобильная навигация система (АНС) частный случай наземной навигации.

ДЕЛА МИНУВШИХ ДНЕЙ

Сама идея создания АНС появилась в начале 90-х годов в Европе.

Как известно, японцы всегда следят за автомобильными тенденциями в Европе, так произошло и на этот раз. Для Японии проблема нехватки земли, наверное, сейчас не менее актуальна, чем в Китае, и поэтому бороться с загруженностью дорог можно только увеличивая эффективность использования транспортных сетей, а не строительством новых автомагистралей. Кроме этого АНС решает следующие задачи: экономия топлива, улучшение экологии, уменьшение аварий.

Но вот запустить АНС японцы смогли только 1996 году. А в США и того позже 1998?99, хотя появление продукта сопровождалось появлением множества новинок.

Начальный этап развития АНС получил название ?гибридная навигация, месторасположение автомобиля определял GPS приемник, и постепенно к этому добавлялась информация о погоде, загруженности.

Первопроходцами в этой области были в Европе Bosch, Philips, Blaupunkt и японские Etak, Sony, Alpine, Pioneer. Особенностью можно назвать то, что все эти компании были крупными производителями автомагнитол.

Также отметим, что исторически сложилось два типа АНС: с демонстрацией карты и без таковой (слепые).

Слепые АНС обладают хорошим звуковым сопровождением, и поэтому меньше надо обращаться к карте. Они активно используются в Европе и США, где просмотр карт во время движения машины считается небезопасным.

Второй тип АНС очень распространен в Японии, где выпускаются высококачественные дисплеи для АНС, позволяющие детально разобраться с картой.

АВТОНАВИГАЦИЯ В РОССИИ

Наша страна уникальна во многих аспектах, в том числе это касается и автомобильной индустрии. Как говорится, больше всего машин в США, а места для парковки в России.

Или, наверное, никто не будет спорить, что порой самые дорогие автомобили появляются сначала в России, а затем в Европе, США, Японии.

Наш автомобильный рынок является очень перспективным для большинства крупных автогигантов. Так, в этом году объемы продаж иномарок в России увеличились примерно в 2 раза.

Что же касается рынка АНС, то он у нас не носит массового характера, как в Японии, где на любой автомобиль сегмента D устанавливается АНС. У нас даже на автомобилях люкс класса горит надпись: Вставьте навигационный диск. Но где есть спрос, там рождается предложение. И сейчас пришло время, когда АНС можно поставить даже в десятку, так как цены постепенно снижаются.

ИЗ ПУНКТА А В ПУНКТ Б

Как говорится, нет ничего невозможного, это только вопрос времени. А вот использование АНС позволяет существенно экономить ваше время и нервы.

Поездка на работу и обратно — это наш любимый маршрут. Ведь мы всегда знаем, где есть пробки, как их можно объехать. А что делать, когда надо ехать в совсем незнакомую местность. Можно потратить много времени на изучение карты, но лучше воспользоваться АНС.

Как уже сказано выше, вся Европа уже давно ездит только по навигации.

Теперь и наши мечты становятся реальностью, хотя совсем недавно это казалось таким далеким.

Постараемся разобраться, каков выбор АНС на сегодняшний день, и какие возможности перед нами открываются.

ВОЗМОЖНОСТИ АНС

Автоматическое прокладывание оптимального маршрута.

Сопровождение по маршруту (предупреждение о всевозможных перестроениях).

Определение координат.

Определение скорости движения — очень интересная возможность, как известно, скорость автомобиля на спидометре специально завышается для безопасности. И с помощью GPS приемника можно определить отклонения от номинальной скорости. Или, например, вы поставили колеса большего радиуса или профиля, теперь можно будет определить, на сколько изменится ваша реальная скорость, ведь и пробег будет совсем иной.

Определение времени до прибытия может определяться как по линейной зависимости от скорости, так и по анализу уже пройденного участка.

Определение длины маршрута точное расстояние между двумя объектами.

Поиск поиск объекта по адресу или по типу.

Получение информации о пробках и корректировка маршрута.

Основная задача АНС помочь пользователю ориентироваться даже в незнакомом месте, показать оптимальные варианты движения в знакомых местах, давать информацию о пробках в режиме on-line.

ОБЪЕКТ НАШЕГО ВНИМАНИЯ

Задача нашего теста не найти как можно больше ляпов в карте, а немножко другая показать основные преимущества той или иной АНС. Основные показатели этого:

установка АНС. Определяет, насколько быстро пользователь может установить АНС, и насколько компактной и безопасной будет эта система;

интерфейс. Интерфейс должен быть дружелюбным и не слишком сложным;

картографическая основа. Хорошая карта ? половина успеха любой АНС.

Одним из показателей является периодичность обновления. Учесть все нововведения дорожного движения в таком городе, как Москва, очень сложно, поэтому одно из самых слабых мест любой АНС для нашей столицы карта. Несовершенство маршрутов объясняется именно этим фактором. Приведем пример. Разработчики, создавая карту, присваивают каждому участку проезжей части определенный вектор, а в некоторых местах эти векторы не состыкованы, и маршрут по этому участку не может быть проложен;

задание маршрута. Перед тем, как куда-нибудь двинуться, необходимо сначала проложить маршрут. Каким образом прокладывается маршрут, и как его можно корректировать во время движения, зависит от программы;

масштаб. Определяет удобство работы с картой;

звуковое сопровождение. Также немаловажный параметр, при хорошем звуковом сопровождении можно реже обращаться к карте;

навигация. Тут оценивается эффективность работы навигации в целом в реальных условиях;

пробки. Новая возможность АНС, следует на нее обратить пристальное внимание.

СТРУКТУРА АНС

С точки зрения аппаратной реализации АНС можно разделить на GPS приемник и компьютер.

Для определения месторасположения объекта и направления его движения используется система спутниковой навигации. Наибольшее распространение получила американская система NAVSTAR, она позволяет определить месторасположение с точностью 3?5 м. Для того, чтобы ее использовать, необходимо приобрести GPS приемник, который обрабатывает сигналы со спутников и тем самым вычисляет координаты.

А вот компьютер можно рассматривать как средство обработки и отображения принятой GPS приемником информации.

Кстати, под самим компьютером мы понимаем ноутбук или КПК. Выбор компьютера очень важен, так как это скажется на производительности всей АНС, на удобстве ее использования и, конечно, цене.

Стоит также сказать, что для АНС необходимо иметь провод питания на 12 В для КПК и установочное оборудование.

С точки зрения программного обеспечения АНС состоит из программы с картой местности. Программа обеспечивает диалог между пользователем и КПК с GPS приемником.

Также программа это ядро любой навигации, покупая навигацию, мы прежде всего выбираем ту или иную программу. Поэтому постараемся уделить основное внимание именно проблеме выбора карты.

СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА NAVSTAR

Система GPS состоит из космической группировки спутников, находящейся на круговых орбитах, и наземных станций наблюдения, которые объединяют спутники в одно целое. Эта система называется NAVSTAR (США). Для того, чтобы узнать свое месторасположение на плоскости, GPS приемник должен принимать данные с трех спутников, а для определения высоты над уровнем моря необходимо уже четыре спутника.

В состав спутниковой системы NAVSTAR входят 24 спутника, вращающихся на 6 различных орбитах, которые расположены под углом 60° друг к другу. Вес одного спутника — 787 кг, размер — 5 м.

Кроме системы NAVSTAR есть также альтернативная спутниковая система ГЛОНАСС (Россия). По некоторым данным, потенциальная точность системы ГЛОНАСС выше, чем у NAVSTAR, но стабильностью она не обладает. Поэтому широкого применения она не получила.

МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ

Любая АНС — это не только навигация, это еще и компьютер, позволяющий решать раз личные задачи. И чем больше возможностей, тем АНС более универсальная.

Например, в КПК органайзер, текстовый и табличный редактор и другие приложения. С помощью УПИ можно узнавать любую информацию.

Но есть еще одна АНС система, которая, без сомнений, заслуживает внимания автомобильный мультимедийный компьютер CARMAN i типоразмера 2 DIN, оснащенный 5,8 TFT LCD монитором с сенсорным управлением (touch screen), AM/FM-тюнером, CD/DVD/MP3/MPEG Video-проигрывателем, TV-тюнером, предусилителем 5.1, слотом для Compact Flash карт, USB-портом, а также системой навигации по Москве и Московской области с GPS-приемником.

Эта система первая полностью русифицированная и сертифицированная АНС встроенного типа, обладающая большими возможностями и умеющая делать практически все.

ПРОБКИ, ПРОБКИ, ПРОБКИ…

Количество машин в российской столице уже давно исчисляется миллионами (3 млн. машин вместе с областью). Большинство из них без дела не стоят каждый день на работу, с работы. Большую часть времени мы вынуждены стоять или тихо ехать, ведь все хотят на работу и домой.

А как порой хочется без пробок добраться до работы.

От пробок мы устаем, и уже ничего не хочется, только добраться до места. А вот если бы мы знали, где сейчас пробка, то могли бы ее объехать. Хотя бывают дни, когда все стоит, и даже на шашлыки лучше ездить на метро. Владельцам АНС предоставляется возможность получения такой важной информации.

Самая распространенная из систем слежения за пробками система, разработанная компанией Смилинк.

Информацию о пробках можно получать следующим образом: через Roadinformer — устройство, состоящее из планшета с двумя картами (внутри Садового кольца и вне), с помощью индикаторов обозначается пробка на этих картах; через приставку С4.1 (Электронная газета) пейджер, принимающий информацию и отображающий ее на экране ПК или КПК; через Интернет на мобильный телефон (Roadinformer Java), для этого нужно скачать программу для пробок. Про Roadinformer мы писали в предыдущих номерах нашего журнала, и он в представлении не нуждается. А вот про приставку С4.1 стоит поговорить отдельно, так как ее используют большинство АНС, и она имеет ряд функций.

Но сначала разберемся, откуда поступает информация о пробках.

ИСТОЧНИКИ СЛУЖБЫ СБОРА

ДОРОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ (ССДИ)

Источники ССДИ делятся на автоматические и неавтоматические.

Автоматические источники ССДИ:

разветвленная сеть радиолокационных RTMS детекторов (система СТАРТ) в пределах Садового кольца, на проспекте Вернадского, Рязанском, Волгоградском и на Люблинской улице (279 шт.). Детекторы установлены в непосредственной близости от дороги и ежеминутно передают данные по каналам проводной связи о скорости и занятости движения;

совместно с Правительством Москвы строится система на базе современных телевизионных детекторов (передача цифровых данных о скорости и занятости участка). Передача данных происходит по каналам беспроводной связи, используя GPRS. Экспериментальный участок строится на МКАД от шоссе Энтузиастов до Осташковского шоссе, на котором устанавливается 38 детекторов;

Неавтоматические источники ССДИ:

телекамеры (277 шт.) установлены в пределах Садового кольца, на проспекте Вернадского, Рязанском, Волгоградском, Кутузовском и на Люблинской улице. В ближайшее время планируется подключить камеры на Каширском и Варшавском шоссе. Изображение с камер передается в систему СТАРТ, где оно обрабатывается, и данные о загруженности дорог поступают в базу данных;

отдельное подразделение ГИБДД на МКАД. Сотрудники ГИБДД на стационарных постах оснащены мобильной связью и передают информацию о дорожной ситуации в аналитический центр ССДИ;

маршрутные такси «Автолайн». Около 100 автомобилей, оснащенные мобильной связью, каждые полчаса передают информацию о состоянии дорог на своем маршруте, кроме этого при наличии срочной информации передают ее незамедлительно в аналитический центр ССДИ;

корреспонденты авторадиоклуба. Более 1500 членов авторадиоклуба ежедневно выезжают на улицы и передают информацию о загруженности дорог.

Вся информация от неавтоматических источников поступает в аналитический центр, созданный на базе call-центра. Здесь работают операторы, знающие город, они принимают информацию, производят предварительный отсев и передают ее человеку, отвечающему за качество информации ? супервайзеру, это люди, которые знают каждый закоулок Москвы (таксисты со стажем от 30 лет и даже сотрудники спецслужб).

ПРОБКА ИЛИ НЕТ?

Загруженность дорог может быть следующей:

пробка, скорость движения по трассам (МКАД, ТТК, радиальные шоссе и проспекты) до 8 км/ч, по остальным улицам до 5 км/ч;

затруднено движение (МКАД, ТТК, радиальные шоссе и проспекты) до 40 км/ч, по остальным улицам до 20 км/ч;

» рабочее движение » определяется разрешенными для участков скоростными режимами;

информация о наличии аварий, нестандартных ситуациях на дороге.

Достоверность информации в местах установки детекторов и телекамер: 94-98%, по остальным участкам 78-86%. Запаздывание составляет 5-15 минут.

Источник: www.potrebitel.ru

Метки: , , , ,

Версия для печати

Оставить комментарий

Вы должны войти для комментирования.